Обязательства потребителя услуг по передаче
электроэнергии (в том числе энергосбыгговых компаний) определяются в размере
стоимости услуг, которая рассчитывается исходя из цены услуг и их объема. В
силу естественно монопольной деятельности сетевых организаций условия о цене
услуг (тарифе) в значительной степени регулируются нормативно. Нормативные
предписания, носящие императивный характер, обязательны для сетевой и сбытовой
компаний вне зависимости от условий заключенного между ними договора.
Тариф дифференцируется в зависимости от уровня
напряжения в точке подключения потребителя к электросети сетевой организации.
При расчетах за услуги по передаче электрической
энергии применяется тариф, соответствующий императивно установленному порядку
определения уровня напряжения.
Спор об определении цены электроэнергии
Сбытовая компания (заказчик) в интересах своих
потребителей (в том числе общества) заключила с сетевой компанией
(исполнителем) договор поставки электрической энергии, указав в нем для точек
поставки общества уровень напряжения СН-2.
Через подстанции, принадлежащие сетевой компании,
электроэнергия передавалась в электросети фирмы и предприятия, а через них - в
энергопринимающие устройства общества. Фирма и предприятие не оказывали услуги
по передаче электрической энергии. Трансформация электроэнергии в их сетях не
происходила.
Фактический уровень напряжения в точке присоединения
энергопринимающих устройств фирмы и предприятия к подстанциям сетевой компании
составлял 6 киловольт. В то же время граница балансовой принадлежности сетевой
компании и указанных лиц установлена на контактах в местах присоединения
ошиновки шинных разъединителей ячеек 6 киловольт к трансферным системам шин
подстанции, на неподвижном контакте шинных разъединителей в ячейках подстанции.
Во исполнение своих обязательств сетевая компания
оказала сбытовой компании услуги по передаче электроэнергии до точек поставки
общества и потребовала их оплатить по тарифу, установленному для уровня
напряжения СН-2. Позиция сетевой компании в выборе тарифа основывалась на абз.
5 п. 15(2) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче
электрической энергии и оказания этих услуг, а также на условиях договора о
согласованном уровне напряжения.
Сбытовая компания настаивала на недопустимости
произвольного указания сторонами уровня напряжения, полагала возможным
одновременное применение абз. 3 и 5 п. 15(2) Правил и оплатила услуги по
тарифу, установленному для ВН (высокого уровня напряжения).
Разногласия сторон в расчетах явились поводом для
обращения сетевой компании в арбитражный суд.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении иска
отказано. Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для применения в
отношении опосредованно присоединенного потребителя тарифа, отличающегося от
того, что применялся для лиц, не оказывающих услуги по передаче электроэнергии.
Условия присоединения последних позволяли им оплачивать услуги сетевой компании
по тарифу, предусмотренному для уровня, соответствующего значению питающего
(высшего) напряжения трансформаторных подстанций. Выводы суда основаны на
возможности одновременного применения абз. 3 и 5 п. 15(2) Правил к определению
уровня напряжения, на котором подключены энергопринимающие устройства общества.
Постановлением суда апелляционной инстанции,
оставленным без изменения постановлением арбитражного суда округа, решение суда
первой инстанции отменено, иск удовлетворен. Исходя из буквального толкования
п. 15(2) Правил, суды пришли к выводу о невозможности одновременного применения
разных частей этого пункта к одному потребителю, указав, что тариф определяется
уровнем напряжения, на котором энергопринимающие устройства потребителя
подключены к объектам лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической
энергии, т.е. СН-2. Выводы судов основывались также на обязанности сторон
руководствоваться в применении тарифа условиями договора о согласованном уровне
напряжения.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного
Суда РФ отменила принятые судебные акты и направила дело на новое рассмотрение
по следующим основаниям (№ 306-ЭС16-3962).
Порядок определения уровня напряжения в отношении
каждой точки поставки установлен постановлением Правительства РФ от 31 июля 2014
г. № 740, в котором по-новому изложен п. 15(2) Правил. Согласно указанному
пункту для потребителей, присоединении к понижающей подстанции, принимается
уровень напряжения, соответствующий значению питающего (высшего) напряжения
этой подстанции (абз. 3). Для опосредованно присоединенных потребителей
принимается уровень напряжения, на котором подключены объекты несетевых организаций
(в том числе лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии) к
объектам электросетевого хозяйства сетевой организации (абз. 5). В случае
одновременного наличия нескольких факторов, влияющих на определение уровня
напряжения в отношении каждой точки поставки, не исключено одновременное
применение абз. 3 и 5 п. 15(2) Правил.
Учитывая опосредованное присоединение
энергопринимающих устройств общества к сетям сетевой компании, условия присоединения
объектов несетевых организаций и императивность п. 15(2) Правил, Судебная коллегия
пришла к выводу о том, что общество и, как следствие, сбытовая компания,
действующая в его интересах, должны оплачивать услуги сетевой организации по
тарифу, предусмотренному для питающего напряжения указанной трансформаторной
подстанции (ВН).
Приняв во внимание положения законодательства о
ценообразовании в электроэнергетике о применении тарифа в соответствии с
правилами его формирования, о периоде действия тарифа (один год), а также тот
факт, что новые правила определения уровня напряжения введены в действие в
середине периода регулирования, Судебная коллегия пришла к выводу о том, что со
дня введения новый правил в действие они распространялись на порядок
установления тарифа на новый период регулирования, а в расчетах между сторонами
подлежали применению со следующего периода регулирования, т.е. с 1 января 2015
г.
Судебная
коллегия указала, что в данном случае уровень напряжения не может определяться
соглашением сторон. Эта величина объективно зависит от условий технологического
присоединения энергопринимающих устройств потребителя к сетям сетевой
организации, а порядок применения уровня напряжения для определения подлежащего
применению тарифа предписывается императивными нормами законодательства.
Выводы Судебной коллегии основаны на ст. 424 ГК РФ, ст.ст.
4 и 6 Федерального закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ “О естественный монополиях”,
ст. 23, п. 4 ст. 231 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ “Об
электроэнергетике”, пп. 2, 6, 15(1), 15(2), 46, 48 Правил, подп. 3 п. 3, пп. 4,
15 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в
электроэнергетике (утверждены постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. № 1178), пп. 43-48
Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую
(тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (утверждены приказом
ФСТ России от 6 августа 2004
г. № 20-э/2). Судебная коллегия также приняла во
внимание решение Верховного Суда РФ от 10 февраля 2016 г. № АКПИ15-1377.